ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛЖНО ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ НАЛОГОМ НА МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Здравоохранение — не та сфера, где можно просто зарабатывать деньги, всегда нужно помнить, что организация, обслуживающая медицинскую технику, несёт часть ответственности за здоровье пациентов, за каждый поставленный диагноз, в одном ряду с врачом, который этой техникой пользуется.
Тем тревожнее видеть, что для многих Медицинских учреждений договор на техническое обслуживание медицинской техники в последнее время превратился в своеобразный ежеквартальный налог на медицинскую деятельность. Такие договоры во многом заключаются только под влиянием Закона о лицензировании.
Это естественная ситуация, ведь по факту медицинское учреждение просто платит за наличие бумажки, требуемой законом, не извлекая никакой пользы для себя. Договоры оформляют по привычке, по методическим рекомендациям Министерства здравоохранения Российской Федерации N 293-22/233 от 27 октября 2003 года, прописывая ежеквартальное техническое обслуживание всего перечня оборудования, ставя, по сути, в один ценовой ряд рентгеновское оборудование и какие-нибудь весы, при этом не обращая внимания, требуется ли ежеквартальное обслуживание такому оборудованию на самом деле или нет. Естественно, что при проведении такого Технического Обслуживания отсутствует главное – цель, а как следствие и результат.
Техническое обслуживание медицинской техники сведено, в лучшем случае, к бессистемному проведению мелких ремонтов, экономии на каждом шаге, ежеквартальном механическом подписывании актов, без установления ответственности со стороны Исполнителей за результат выполняемых ремонтов. Вопросы безопасности и соответствия медицинского оборудования требованиям чаще всего вообще не звучат. Закономерным спутником таких договоров является соответствующее описание объёма услуги по Техническому Обслуживанию, которое на 90% состоит из «воды», из описания услуг, которые не требуют квалификации со стороны исполнителя, факт выполнения которых невозможно проверить, цель таких технических заданий одна – зрительно увеличить объём услуг.
Очевидно, такой подход является в корне своём порочным и неправильным.
Тем временем, законодательство, регулирующее техническое обслуживание медицинской техники, развивается семимильными шагами. Правительство год от года постоянно уделяет этой теме внимание. Об этом свидетельствует то, что каждые два года принимаются новые национальные стандарты, разъясняющие правила выполнения технического обслуживания. К таким национальным стандартам относятся: ГОСТ Р 56606 – 2015 “Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения”, ГОСТ Р 57501 – 2017 “Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок”, ГОСТ Р 58451 – 2019 “Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения”, утверждён и постоянно дорабатывается типовой договор на техническое обслуживание медицинской техники, утверждён и постоянно дорабатывается типовой договор на поставку медицинских изделий, с учётом требований к вводу в эксплуатацию. В сентябре 2020 года внесены изменения в положение о лицензировании технического обслуживания. Проведение контроля технического состояния при использовании медицинской техники по назначению наконец-то включено в само понятие Техническое обслуживание.
Сегодня законодательством во главу угла поставлена безопасность медицинского оборудования, его исправность и, как следствие, обязательное документальное подтверждение технического состояния медицинского оборудования. Договоры с жестко установленным ежеквартальным обслуживанием медицинской техники, с фиксированной суммой, признаны сложными в управлении, неповоротливыми, экономически неэффективными.
Как частным, так и государственным организациям предлагается простая схема сотрудничества с поставщиками услуг: Наличие в каждом медицинском учреждении собственного квалифицированного инженера, осуществляющего мелкий ремонт. Заключение с обслуживающими организациями договоров с неопределённым объёмом, в которых каждая услуга и запасная часть имеет отдельную цену за единицу, услуги оказываются только по согласованию с заказчиком и только те, которые не может провести собственный инженер. Для частных клиник такие договоры не представляют проблем, для государственных учреждений для обеспечения возможности заключения таких договоров в 2019-2020 годах проведена огромная доработка основных Законов о закупках (44-ФЗ и 223-ФЗ), на всех основных торговых площадках размещены инструкции по организации таких торгов.
В договорах предусматривается проведение периодического контроля технического состояния (контроля исправности и безопасности) медицинского оборудования, для выполнения которого необходимо наличие дорогостоящего измерительного оборудования и аккредитованной испытательной лаборатории (которые не имеет смысла организовывать в каждом медицинском учреждении). По факту проведения контроля исполнитель выдаёт протокол установленного образца по каждому аппарату, а уже на основании результатов контроля, в случае выявления проблем, штатным инженером проводятся конкретные мероприятия по восстановлению исправного или безопасного состояния оборудования, либо привлекается обслуживающая организация на конкретные виды работ: диагностика, техническое обслуживание, текущий ремонт. Получается эффективная сцепка: штатный инженер – обслуживающая организация.
Результатом такого подхода к техническому обслуживанию медицинской техники является полностью прозрачное ценообразование при осуществлении закупок за счет бюджетных средств, прозрачность структуры цены контракта, что полностью соответствует Концепции повышения эффективности бюджетных расходов, утверждённой распоряжением правительство Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р.
Главной целью таких договоров является контроль технического состояния и безопасности медицинского оборудования в полном соответствии с Законом Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Очень надеюсь увидеть внедрение такого подхода по всей области.